Криптография — это наука о методах защиты информации, поэтому историю криптографии мы рассказываем через историю развития коммуникации. При этом экспозиционный маршрут мы выстроили в обратной хронологии, то есть от современности к архаике. Начав с цифровой эпохи и компьютеров, мы движемся к эпохе телевидения, радио, телефона и телеграфа. Затем — к периоду, когда основным средством передачи информации были письма. И, наконец, — к зарождению самой идеи письменной коммуникации.

Сегодня криптографические алгоритмы и устройства используются повсеместно: в мессенджерах и приложениях, компьютерах, мобильной связи и платежных системах. Зал «Криптографии в цифровую эпоху» рассказывает о том, какую роль криптография играет в жизни современного человека, который окружен гаджетами и сталкивается с криптографией на каждом шагу: в метро, во сне, на отдыхе и на работе. Здесь мы говорим о будущем, которое уже наступило.

Зона экспозиции «Криптография в индустриальную эпоху» охватывает период с конца XIX века до 1990-х и посвящена эволюции средств коммуникации — от телеграфа до радио и телевидения — и роли криптографии в важных исторических событиях и геополитике в разных странах мира.

Зал «Домашинная криптография» дает подробную картину периода, когда основными каналами передачи информации были гонцы и почтовые службы. Здесь мы рассказываем о цилиндре Джефферсона — первом механическом устройстве для шифрования, о работе знаменитых «черных кабинетов» в Российской империи и о том, зачем для тайного вскрытия письма нужна была спиртовка в виде чайника.

В последнем зале «Протокриптография» речь идет о древнейших способах шифрования в мировой истории: от шифра Цезаря до алхимических криптограмм. В финале экспозиции мы приходим к зарождению самой идеи коммуникации между людьми и формирования письменности.

В постоянной экспозиции и общественных зонах музея мы разместили объекты медиаискусства, в которых тренды информационной эпохи интерпретируют художники: Дмитрий Морозов (:vtol:), Марио Сантамария и дуэт Мартина Надала и Цесара Эскудеро Андалуза из Испании, коллектив LAb[au] из Бельгии и Арам Бартол из Германии.

Мы открыли Музей криптографии как образовательный центр, с лекциями и мастер-классами, кинопоказами и экскурсиями, издательской программой и выставками современного искусства. Мы стремимся показать, что криптография глубоко интегрирована в современную жизнь и способна изменять общество и влиять на ход истории.


История здания Музея

Зданию Музея криптографии почти 140 лет. Оно было построено в 1885 году как Александро-Мариинский приют для мальчиков — сирот и детей бедных священников. Приют был назван в честь коронации Александра III и его супруги Марии Федоровны. В основной части здания находились жилые зоны, учебные и рабочие классы, а в полукруглой части действовал придомовой храм. Кроме учебы, воспитанники приюта занимались ремеслами: делали мебель и канцелярские принадлежности, переплетали книги.

Во время Первой мировой войны приют открыл двери для солдатских сирот. После революции и вплоть до окончания Великой Отечественной войны здание занимали детская сельскохозяйственная колония, детские дома и школы.

С 1946 по 1954 год здесь находилась Марфинская лаборатория, знаменитая «шарашка», где создавали технику секретной связи. В первое время здесь работали военнопленные и вывезенные из Германии немецкие специалисты. Затем к работе стали привлекать советских заключенных — ученых-математиков и лингвистов, среди которых был и писатель Александр Солженицын. Он был заведующим библиотекой, преподавателем английского и сотрудником аккустической группы, которая в частности занималась улучшением качества речи в первой советской цифровой системе шифрования звука М-803.

В 1955 году Марфинскую шарашку преобразовали в Научно-исследовательский институт автоматики, который в новом статусе продолжил разработку аппаратуры секретной связи. К концу 1950-х территория вокруг здания расширилась: были построены новые корпуса. В старом здании остались бюро технической эстетики, профком, химическая лаборатория, помещение ЭВМ и другие отделы. Именно в НИИ автоматики был создан «ядерный чемоданчик» — автоматизированная система управления ядерным арсеналом России.

Здание оставалось засекреченным вплоть до 2019 года, когда было передано Музею криптографии. Вместе с ним Музей получил рукописи, документы и фотографии, предметы быта и другие уникальные артефакты, которые стали частью экспозиции «Память здания» — отдельного зала, посвященного зданию и людям, чьи судьбы были с ним связаны.